Надо ли доверять аттестованным ЦОД?
Некоторые дата-центы в целях отстройки от конкурентов проходят аттестацию по требованиям безопасности информации по уровням защищенности персональных данных УЗ3 или УЗ2, и предлагают компаниям размещение ИСПДн на таких площадках в качестве панацеи от требований регуляторов и ответственности за защиту ПДн. В нашей практике приведения организаций в соответствие с требованиями 152-ФЗ подобные ситуации встречаются регулярно. В связи с этим, прокомментирую вопрос о том, в какой степени операторам ПДн и прочим владельцам ИС стоит доверять аттестованным ЦОД и что при этом надо учесть.
Аттестация ЦОД (добровольная) - это прежде всего маркетинговая акция для отстройки от
конкурентов и создания добавленной стоимости. Аттестующая организация не гарантирует защиту размещаемых в
ЦОД систем или их соответствие каким-либо требованиям и никакой
ответственности за это не несет. При аттестации проверяется выполнение
требований конкретных нормативных документов в отношении
предоставленного для аттестации конкретного оборудования, СЗИ, ПО
(конкретных конфигураций), помещений и документов. Даже если серверная
часть защищена, но сверху установить дырявое приложение с доступом из
интернет, то очевидно, что система в целом (приложение + сервер + каналы
связи + ...) не защищена и никаким требованиям не соответствует. Другими
словами, то что у ЦОД имеется некий аттестат по УЗ3 или УЗ2 не означает, что
размещаемые там ИС автоматически становятся защищены по УЗ3 или УЗ2, а оператор этих систем выполнил требования регуляторов.
Имеет смысл посмотреть, что написано в аттестате (область аттестации,
нормативные документы, условия действия аттестата, сроки, исключения и
т.д.). Может статься, что размещаемая в ЦОД система вообще никак не связана ни
физически, ни логически с аттестованными объектами ЦОД. Также надо
посмотреть, что написано в договоре с ЦОД и в SLA. Как определена область ответственности ЦОД в части реализации
защитных мер, чем она ограничивается и чем обеспечивается. Если это
четко в договоре не определено, то ответственность ЦОД ничем не
отличается от ответственности обычного хостинг-провайдера, т.е. близка к
нулю и укладывается в рамки действующего тарифа за обслуживание.
Передача части ответственности за ИБ контрагентам - это стандартная
практика в наше время, когда ИТ/ИБ - это в основном внешние сервисы,
кем-то предоставляемые. Наша цель - минимизация рисков ИБ. Для оператора ПДн - это риски, связанные с возможными инцидентами, либо риски невыполнения
регуляторных требований. Минимизация этих рисков в данном случае
осуществляется совместными усилиями оператора, (в ряде случаев) его сервис-провайдера и ЦОД.
В случае реализации риска (недоступность системы, утечка или искажение
данных, претензии регуляторов и т.п.) убытки ложатся на оператора, который
перекладывает часть этих убытков на сервис-провайдера, опираясь на
договор с этим провайдером (если инцидент находится в зоне
ответственности провайдера), налагает на него штрафы и компенсации
доказанных потерь. Сервис-провайдер со своей стороны также поступает в
отношении ЦОД.
В любом случае ответственность за выполнение требований нормативной базы (мер обеспечения ИБ) в отношении защищаемой системы с оператора ПДн никто не снимает, т.к. именно он организует процесс сбора и обработки ПДн и принимает на себя все связанные с этим риски. Поэтому в подобных схемах разделения ответственности должно быть определено какие требования/меры кем реализуются, на основании какого
договора и чем обеспечивается выполнение данных обязательств. При проектирование системы защиты вопросы распределения ответственности должны быть отражение в проектной документации и ОРД. При заключении сервисных договоров эти вопросы должны быть в них подробно прописаны с конкретизацией по мерам ИБ, видам инцидентов, с указанием размеров штрафов и порядка компенсации ушерба. Если этого не сделано, то весь контроль за обработкой ПДн оказывается в руках провайдера и/или ЦОД, а вся ответственность и риски остаются к сожалению на операторе ПДн.